Памятник религ. рим. архитектуры в Ливане (85 км к северо-востоку от Бейрута, у истока р. Оронт, в сев. части долины Бекаа); город хананеян и финикийцев, расположенный на караванном пути из Дамаска и Пальмиры к финикийским городам Средиземноморского побережья. Освоение места началось в III тыс. до Р. Х.; идентификация Б. как г. Ваалат (1 Цар 9. 17-18; 2 Пар 8. 5-6) не получила признания. Название города созвучно с именем семит. божества Ваала (Баала или Хадада (Адада)). Под прямоугольным двором храма Юпитера находится телль (холм), содержащий малоисследованные остатки святилищ эллинистической, персид. и более ранних (вплоть до VI в. до Р. Х.) эпох.
Важное значение Б. приобрел как эллинистическо-рим. религ. центр в кон. I тыс. до Р. Х. и особенно в первые века по Р. Х. С эпохи Александра Великого Б. стал предметом споров Селевкидов и Птолемеев, причем греки, отождествлявшие Ваала с Гелиосом, назвали Б. Гелиополем (по аналогии со священным городом египтян). В I в. до Р. Х., когда влияние Селевкидов ослабело, Б. стал священным городом тетрархов Итуреи и верховных жрецов Халкиды, а ок. 16 г.- рим. колонией. С эпохи имп. Августа Б. становится широко известным в античном мире культовым центром «Гелиопольской триады». Святилище Юпитера, куда приходили императоры с вопросами к оракулу, в I-III вв. усиленно отстраивалось. В Б. сложился огромный комплекс главного храма с гигантскими пропилеями, лестницами, галереями, парадными дворами и ритуальными бассейнами; сохранились неск. менее значительных святилищ того времени.
Не ранее кон. IV - нач. V в. в Б. распространилось христианство. В этот период в прямоугольном дворе храма Юпитера, на месте его главного жертвенника, была поставлена церковь-базилика. После захвата Б. арабами в VII в. 2 его крупнейших храма были использованы для постройки оборонительных сооружений, с XVI в. их начали разбирать и вывозить как материал для строительства Стамбула.
Руины Б. привлекали внимание путешественников уже в кон. XVII в. Колонны, пропилеи, гексагональный двор и др. части храма Юпитера, а также превосходно сохранившиеся «храм Вакха» и «храм Венеры» стали хрестоматийными памятниками архитектуры Римской империи. Первые публикации зарисовок Б. (1757, R. Wood) ввели его памятники в круг образцов, на к-рых базировался европ. классицизм. Серьезные исследования Б. были начаты только на рубеже ХIХ-ХХ вв. нем. экспедицией 1898-1905 гг. (Т. Виганд), позже Ливанским департаментом древностей. Политическая ситуация в Ливане с 70-х гг. XX в. сделала продолжение раскопок невозможным.